Угомон. Сайт для родителей и их детей Привет! Меня зовут Угомон. Я большой затейник, поэтому еще ни одному ребенку не было со мной скучно. А еще я знаю секрет не только как угомонить детей, но и как вырастить их добрыми, послушными, заботливыми, веселыми и умными. В общем — самыми лучшими! И я готов своими секретами поделиться с вами, самыми лучшими родителями.

Главная » Библиотека » Добрые сказки » Воспитание сказкой

Сказка как нравственный урок

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — не зря вот уже много веков учит нас этому известная пословица. Поэтому родителям не должно быть безразлично, что читается или рассказывается детям. А прочтение сказки можно превратить в настоящий и увлекательный урок.

Задумывались ли вы об огромной роли сказки в жизни ребенка? Благодаря сказке ребенок впитывает свои первые уроки нравственности, понятия добра и зла, отношения друг к другу, к животным и окружающей природе.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами», — так писал известный педагог Василий Сухомлинский.
воспитание сказкой Именно поэтому нам, родителям, не должно быть безразличным то, что мы рассказываем детям или читаем. Конечно, сказки не дают прямых наставлений детям, как например, о том, что нужно слушаться родителей, уважать старших, нельзя уходить из дому без разрешения, но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который наши дети воспринимают на подсознательном уровне. А уж тем более, если родители после прочтения сказки начинают рассуждать вместе с детьми и обговаривать похожие ситуации из жизни.

Русские народные сказки зачастую становятся самыми первыми нашими помощниками в формировании нравственных навыков наших крох: крепкая дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), непослушание приводит к неприятным последствиям («Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса»), зло всегда наказуемо («Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»). В народных сказках высмеивается лень («Как Отеть с Ленью зимовали»), зато трудолюбие вознаграждается («Мороз Иванович»); мудрость — восхваляется («Мужик и медведь»), а жадность — высмеивается («Лиса и журавль»). Но не забывайте, что самое главное при прочтении русских народных сказок — это ваше совместное обсуждение тех ситуаций, в которые попали герои. Да что и говорить, если родители сумеют каждое прочтение сказки превратить в интереснейшее общение с ребенком — это просто замечательно! Задания, вопросы к сказкам будут побуждать не только ребенка, но и вас к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими. Таким образом, между вами и ребенком возникнет тесный диалог, который вас сблизит и поможет процессу воспитания, развития.

Попробуем разобрать этот способ диалога на примере известной сказки Константина Ушинского.

«Ветер и солнце»


Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Беседа с ребенком по сказке:


1. Кто больше понравился ему в сказке? Ветер или Солнце? Почему?
2. Пусть ребенок порассуждает о чертах характера всех трех персонажей.
3. Кто сильнее оказался в споре Ветра и Солнца? В чем эта сила заключается?

Обратите внимание ребенка на то, что путешественник проявил терпение, упорство, силу, сопротивляясь Ветру (силе отрицательной). А доброй силе, Солнцу — благодарность.

Обогащение словаря крохи:
1. Объясните значение слова «благословил», то есть воздал хвалу за добро, выразил благодарность.
2. Поговорите о слове «кроткий». Как понимает его ребенок? Подберите вместе синонимы к этому слову: смиренный, тихий, спокойный...

Творческая деятельность по сказке:
1. Попробуйте вместе проиллюстрировать сказку.
2. Выучите стихотворение о природе.
3. Подберите заранее загадки, соответствующие теме сказки, например:
«Живет без тела, говорит без языка, всяк его слышит, да не видит» (ветер)

«Один льет, другой пьет, третий зеленеет, да растет» (дождь, земля, растения)

«Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...» (солнце)

Естественно, что вы не будете разбирать с ребенком каждую сказку подобным образом, но если вы сможете периодически устраивать такие «тематические вечера», то особо важные в нравственном отношении сказки останутся в памяти ребенка надолго.


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ




Всего комментариев: 2
avatar
2
Очень интересный подход, надо попробовать smile
avatar
1
Натусик, умничка !!!)))
avatar
Поиск по сайту
Всем посетителям сайта
Деткам-конфеткам
Мамины секретики

Наш опрос
Каким рукоделием занимаетесь?
Всего ответов: 1597